Готовимся к ЕГЭ


 Дорогие десятиклассники!

Через год вам предстоит сдать ЕГЭ, познакомьтесь с мнением президента РФ о ЕГЭ, посмотрев  следующее видео.


1.С чего начать? Список литературы для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку вы можете посмотреть ЗДЕСЬ  

2.Итак, мы приступили к повторению темы:
" ЛЕКСИКА". Советую ВАМ познакомиться со следующим материалом:


Рассмотрим типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии в КИМах ЕГЭ по русскому языку:
• в каком предложении вместо слова ... нужно употребить слово ... (задание на разграничение паронимов);
• укажите значение слова ... в предложении (приводится перечень значений);
• укажите предложение, в котором употреблены синонимы (контекстуальные синонимы, антонимы, контекстуальные антонимы, диалектизмы и т.д.);
• укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм;
• какое значение имеет фразеологизм ... (приводится перечень значений).
Лексический компонент встречается также в заданиях, ориентированных на определение средств связи предложений в тексте:
• среди предложений ... найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и контекстного синонима.
(Нарушевич Андрей Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея.)
http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701802


3.Выполнение задания В8 ЕГЭ предполагает прекрасное знание темы "Изобразительно-выразительные средства языка". Познакомьтесь с презентацией учителя русского языка и литературы Ирины Юрьевны Крюковой.



Думаю, что весьма полезным для будущих выпускников будет знакомство с пособием Н.М.Шаталовой " Изобразительно-выразительные средства языка.Тесты для 9-11 классов". Чтобы познакомиться с данным пособием, пройдите по ссылке:https://docs.google.com/View?id=dcz9qm47_1564fppvv8d9


4.Уважаемые десятиклассники! Предлагаю вспомнить, что такое ОМОНИМИЯ. Посмотрев слайды презентации и выполнив задания, вы сделаете ещё один шаг на пути подготовки к ЕГЭ!



А теперь можно проверить свои знания по данной теме, выполнив тесты, данные в презентации:



6. Паронимы.
Чтобы избежать ошибок, связанных с употреблением слов-паронимов, необходимо запоминать их значения, не пропускать трудные случаи, обращаться к толковым словарям, пытаться вспомнить как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы очевиднее проступило их различие. Ниже мы приведём небольшой список (в сочетании с другими словами) слов-паронимов, в использовании которых чаще всего делаются ошибки. Прочитайте добрые советы  специалистов и поработайте со следующей ссылкой:Словарик паронимов. 
  Прочитали? А теперь смело приступайте к выполнению тестов.
Образцы тестовых заданий ЕГЭ
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
 В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
 В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
 В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
Потренируемся? 





Для Гелюзи и всех, кто готовится сдавать ЕГЭ.
7.Материал для успешного выполнения задания 
В 8  Средства выразительности
8.Фразеологи́зм, фразеологическая единица или фразе́ма — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Семантическая слитность фразеологизмов может варьировать в достаточно широких пределах: от невыводимости значения фразеологизма из составляющих его слов во фразеологических сращениях (идиомах) до фразеологических сочетаний со смыслом, вытекающим из значений, составляющих сочетания. Превращение словосочетания в устойчивую фразеологическую единицу называется лексикализацией.(Википедия)



9.ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
(ЕГЭ 2010 г.)
Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.
Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет с место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).
В последнем примере представлена подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако,— как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружённый в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.
Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.   Читайте далее. 


 10. А сейчас пришло время вспомнить тот материал, который мы изучали в 6 классе по словообразованию. Но этих знаний недостаточно, чтобы выполнить задание В1. Чтобы исключить столкновения с подводными камнями по этой теме, надо ещё раз всё основательно изучить способы образования слов. Если ты хочешь справиться с заданием В1 на "5", обязательно пройди по ссылке:
Задание В1 


Предлагаю вашему вниманию тренажёр по заданию В1, составленный специально для вас. Чтобы проверить , справитесь ли вы с заданием В1, пройдите по ссылке: Тренажёр. В1. 
Чтобы не скучать на каникулах и закрепить навыки словообразовательного анализа, предлагаю ЗАДАНИЕ НА КАНИКУЛЫ!


12.Справились? Получилось? МОЛОДЦЫ! Смело приступаем к повторению ОРФОГРАФИИ.
Познакомьтесь, пожалуйста , с заданиями ЕГЭ 2011 по орфографии, пройдя по данной ссылке
демо 2010-демо2011



Приступим к знакомству с алгоритмом, который поможет выполнить задание А12.н нн в разных частях речи
View more presentations from Rusalia.Автор презентации: Маковей Елена Александровна.


Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»
Вопросы: В каком слове на месте пропуска пишется НН (Н)? В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна (две) буква (-ы) Н? На месте каких цифр в предложении пишется НН (Н)?
Алгоритм ответа: Определение частеречной принадлежности слова, в суффиксе которого необходимо поставить Н или НН – определение орфограммы – выбор правильного ответа.
Примечание. В приведённой ниже таблице имеются данные о написании Н и НН в суффиксах различных частей речи.
Часть речи
Суффиксы с Н
Суффиксы с НН
Прилагательные, образованные от существительных
-н-, -ан-, -ян- (кроме  стеклянный, оловянный, деревянный)
-онн-, -енн- (кроме ветреный)
Притяжательные прилагательные
-ин-
-
Краткие отымённые прилагательные
Пишется столько же Н, сколько и в полных, от которых они образованы
Краткие отглагольные прилагательные
Полные причастия
-
всегда
Отглагольные прилагательные
Во всех остальных случаях
Если есть приставка (кроме не-) или суффикс -ова- и его производные
Краткое причастие
всегда
-
Традиционно закреплённое написание слов, которые не регулируются современными правилами
Смышлёный мальчик, названый брат
Священный, нечаянный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный

Ошибки в написании таких слов рождаются от неумения определять часть речи, проводить словообразовательный и морфемный анализ слова.  Отмечаются затруднения школьников в разграничении отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.
Пример:

На месте каких цифр пишется НН?

В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

1) 1,2,4
2) 2,4
3) 3
4) 3,4

Определяем частеречную принадлежность слов:
1.       стари(1)у – существительное, форма слова «старина». В предложении исполняет роль обстоятельства времени. Пишем с одной Н.
2.       калё(2)ая – отглагольное прилагательное без приставки и суффикса –ова-. Пишем с одной Н.
3.       пуще(3)ая – полное причастие с зависимым словом (причастный оборот – пущенная рукой опытного стрелка). Пишем НН.
4.       толсте(4)ую – прилагательное с суффиксом –енн-. Пишем НН.
Две Н пишутся на месте цифр три и четыре. В итоге получаем правильный ответ – 4.
 источник:http://pedsovet.org/images/stories/docs/lib/ege_rus.htm
Выполним задания ЕГЭ.

А13.
А это алгоритм для выполнения задания правописание безударных гласных в корне
View more presentations from Rusalia.
«Правописание корней»
Вопросы: В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня? В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)? В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм ответа: Подбор  к каждому слову в группе однокоренного слова, в котором на пропущенную букву падает ударение - выбор правильного ответа.
Примечание. Если в группе слов перед нами находятся словарные слова, то их надо было запомнить (они достаточно часто повторяются на полях учебников). Особое внимание стоит уделить правописанию корней с чередованием, поскольку их сложно проверить с помощью подбора однокоренных слов. В целом, при выполнении этого задания необходимо умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
Аналитический отчёт ФИПИ: …Традиционное для ЕГЭ последних лет задание по орфографии дало очень высокие результаты... Такие результаты объясняются во многом тем, что эта орфограмма изучается в школе на протяжении ряда лет…
Пример:

В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква О?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

За две минуты, которые спецификация определила для этого задания, эта задача более чем выполнима. Не станем подробно рассуждать, но постараемся проиллюстрировать алгоритм решения. Во-первых, в задании не говорится о проверяемой безударной гласной букве, значит, в группах слов есть словарные слова. Итак, по группам:
1.     абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться: первое слово –словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (зАря – зОрька);
2.     авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец: первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – плАвать);
3.      автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться: первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – кАсаться);
4.     б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (лОжиться – прилАгать).
Как видно из рассуждения, только во втором варианте ответа на месте пропусков стоит одна и та же буква – О. Правильный ответ – 2.
 источник:http://pedsovet.org/images/stories/docs/lib/ege_rus.htm


 А 14. Эти материалы помогут вам при выполнении задания А14.


I. Разделительные Ъ и Ь
Вид орфограммы
Условие
Примеры
Разделительный Ъ
После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я
Въезд, подъём, объявление, съехидничать, разъяриться, объегорить, разъёмный, безъязычный, межъярусный
После иноязычных приставок на согласный (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) перед Е, Ю, Я
Панъевропейский, адъютант, адъюнктура, дизъюнкция, инъекция, конъюнктура, конъюнктивит, субъект.
После числительных двух-, трех-, четырех- перед -Я
Двухъярусный, трехъярусный, четырехъярусный
В некоторых фамилиях типа Подъяпольский

В слове изъян

В середине слова (не после приставки) в заимствованных словах
Фельдъегерь
В сложносокращенных словах типа Главюрист, иняз, детясли, оргединица буква ъ не пишется

В сложных словах, пишущихся через дефис, типа тред-юнион буква ъ не пишется

Разделительный Ь
В корнях, суффиксах и окончаниях перед Е, Ё, Ю, Я, И
Барьер, лисьи, костью, бурьян, фортепьяно (написание фортепиано является устаревшим)
В иноязычных словах перед –О-
Бульон, павильон, шампиньон
В слове подьячий (от слова дьяк)

В слове интерьер пишется ь (здесь интер- не является приставкой)





Выполняем задание А15!
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?


1) догон..шь, озадач..вший
2) разбуд..шь, омыва..мый
3) беспоко..шься, подстрел..нный
4) шепч..шься, расчист..вший
Рассуждаем!
Догон...шь – глагол. Выбор окончания (-ишь или –ешь) зависит от спряжения глагола. Догонишь образовано от догнать, догнать – от гнать. Глагол гнать входит в ряд 11 глаголов исключений, которые относятся ко второму спряжению (видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть, гнать, дышать, держать, слышать). Таким образом, догонишь.


Озадач...вший – причастие, т.к. образовано от глагола озадачить. Действительные причастия прошедшего времени (на это указывает суффикс –вш-) образуются от основы инфинитива (основа слова без –ть) с помощью суффиксов –в-, -вш-. Таким образом, основа инфинитива озадачи (-ть) + -вш- + окончание (-ий) = озадачИвший.


Верный ответ - №1.
Вспомним спряжение глаголов!
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
II спряжение
все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)
глаголы брить, стелить, зиждиться
7 глаголов на -еть: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть
4 глагола на -ать: гнать, дышать, держать, слышать
I спряжение : все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.
Особенности спряжения некоторых глаголов:
1.От глагола победить 1-е лицо ед. числа не образуется.
2.1-е и 2-е лицо ед. и мн. ч. настоящего времени от глагола быть не употребляется.
3.Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:
хочешь, хочет - по I спр..;
хотим, хотите, хотят - по II спр.;
бежишь, бежит, бежим, бежите - по II спр.;
бегут - по I спр.;
брезжит - по I спр.;
брезжут - II спр.
Гласные в суфиксах причастий:
Суффикс -ущ- (-ющ-) – причастия глаголов 1 спряжения: пишущий, борющийся.


Суффикс -ащ- (-ящ-) – причастия глаголов 2 спряжения: дышащий, видящий.
Суффикс -ем- причастия глаголов 1 спряжения: читаемый.
Суффикс -им- причастия глаголов 2 спряжения: видимый.
Суффикс -анн- (-янн-) – причастия глаголов на -ать (-ять): задержанный (задержать).
Суффикс -енн- причастия глаголов на -ить (-еть): просмотренный (просмотреть), купленный (купить).


 
 Задание А16.
Алгоритм действий.
1. Определи, к какой части речи относятся слова.
2. Выдели суффикс, подобрав ближайшее однокоренное слово.
3. Действуй по правилу!
 Повтори правила! Жми сюда! Повтори правила!Разбор задания.
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. допраш..вать
Б. корч..вать
В. устойч..вый
Г. розн..чный
1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, В, Г
Допраш..вать – глагол, заканчивается на безударный –ВА(ТЬ). Ставим в форму 1-го лица ед.ч. – я допрашИВАю. Суффикс сохраняется – ИВА.
Корч..вать – глагол, заканчивается на ударный –ВА(ТЬ), но в форме 1-го лица ед.ч. выпадает суффикс (я корчую). Вставляем суффикс – ЕВА.
Устойч…вый – прилагательное, образовано от устоять с помощью суффикса –ЧИВ-, в котором всегда пишется И.
Розничный - образовано от слова розница. Выделяем суффикс –ИЦ- и переносим его в прилагательное.
Таким образом, правильный ответ – вариант №4.


Разобрались? Проверьте себя, решите тестовые задания!
Задания А16.
Хотите проверить? Пожалуйста! Ключи.


Задание А3.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин

Неверная форма - более пятиста человек. Числительное пятьсот в родительном падеже имеет форму пятисот:

Им.п. пятьсот книг
Род.п. пятисот книг
Дат. п. пятистам книгам
Вин. п. пятьсот книг

Тв. п. пятьюстами книгами
П.п. о пятистах книгах
Подробнее о склонении числительных здесь
 Об особенностях выполнения задания А3 узнайте ЗДЕСЬ!


Повторение темы:" Местоимение как часть речи" пригодится для выполнения задания В7.Попытайтесь выполнить задания следующей презентации:





Не всё получилось? Не расстраивайтесь! Повторите разряды местоимений!
Пришло время познакомиться с алгоритмом выполнения задания А26.
Предлагаю вашему вниманию презентацию, которая позволит правильно выполнить это сложное задание!



Автор презентации: Пилипенко Наталья Викторовна


 При выполнении задания ЕГЭ на определение частиречной принадлежности того или иного слова ( В2, А10) важно правильно определить часть речи. При выполнении этого задания могут встретится "подводные камни". Например:  Он связан уже с воздействием на погоду видимой части солнечного спектра и состоит в следующем. 
 Укажите правильную морфологическую характеристику слова УЖЕ в данном предложении.
1)наречие   2) предлог   3) союз    4) частица.
 Ответ:4 
  Почему?  
 Наречия, в отличии от частиц, не могут синтаксически подчиняться существительному с предлогом и при этом предшествовать ему. Подробнее читайте здесь!