ЕГЭ. Пишем сочинение.

Демоверсия ЕГЭ 2012.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Демоверсия ЕГЭ 2012 года содержит критерии оценивания сочинения :
ДЕМО ЕГЭ 2012



"КИМы 2012 года по русскому языку сохраняют структуру, сложившуюся в последние годы. Считаем, что изменения должны происходить постепенно: слишком велико значение этого экзамена в жизни выпускника и учителя."
1. Изменен формат задания А2.
2. Задание А26 перенесено на позицию А6.
3. Уточнена формулировка задания С1.
4. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К2, подсчет слов в сочинении).



План сочинения:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.


 Проблемы, комментарии, позиция автора, аргументы. Хочешь узнать, как правильно их определить и сформулировать? Смотри презентацию " Сочинение на ЕГЭ".




Затрудняешься в подборе аргументов? Может, тебе поможет банк аргументов?

Аргументы №1
Аргументы№2
Аргументы№3
Аргументы№4
Аргументы №5

 Советы по написанию сочинения:


Предложенный экзаменуемому текст обычно связан с одним из восьми тематических блоков: «Язык и общество», «Искусство», «Философия», «Война и мир», «Общество и политика», «Природа и человек», «Наука» и «Литература, книги, чтение».

Для написания сочинений, которые могут претендовать на высокий балл, используйте методику вопросов и ответов.

Не пытайтесь сразу же написать сочинение начисто. Работайте с черновиком. Понимание того, что черновик несовершенен, что его по определению придется переработать, дает большую легкость и свободу.

Внимательно прочитайте исходный текст. Как вы могли бы охарактеризовать его? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления – картинка, остановленное мгновение?

Всё ли вам понятно в тексте? Обратите внимание на первые фразы абзацев: они часто выражают ключевые мысли автора. Возможно, что-то – наличие терминов, сложный синтаксис, отсутствие фразы, в которой четко выражена основная мысль автора, – вызывает затруднение? Не торопитесь. Сделайте выписки, разберитесь с «темными местами».

Если затруднений нет, если абсолютно ясно, какой практический или теоретический вопрос ставит автор в тексте, можно приступать к написанию сочинения и в первом же предложении определить: «Автор (укажите его фамилию и инициалы) привлекает читателя к размышлению над вопросом (каким? – что такое дружба, сколь многочисленны лики любви, должен ли человек бояться одиночества…)».

Если в тексте описана конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. д. и вы не совсем уверены, что поняли авторскую мысль, вспомните, как вы писали сжатое изложение в 9-м классе, и сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией какого общего явления может быть данный частный случай, и напишите: «На данном конкретном примере автор решает проблему (чего? – отцов и детей, развития и сохранения русского языка, отношения к природе, патриотического воспитания, нравственного выбора…)».

Если вам совершенно ничего не приходит в голову, загляните в задания А28 и В8 – возможно, вы обнаружите там идею, от которой сможете оттолкнуться при формулировке проблемы. Обратите внимание на то, кто является автором анализируемого текста. Может быть, это известный ученый (академик Д. Лихачев), или писатель (К. Паустовский, В. Астафьев, В. Солоухин), или знаменитый педагог (С. Соловейчик)…

Если в авторском тексте затронуто несколько проблем, попытайтесь выделить среди них главную – и пишите в сочинении только о ней.

Теперь следует прокомментировать выявленную проблему. Какая она – философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная? Актуальна она или нет? Насколько глубоко разработана? Какова тональность текста? Какими речевыми средствами пользовался автор? Для научно-популярного текста будет нелишним сказать о логичности изложения. Если перед нами публицистический текст, вспомним, что характерными особенностями этого стиля являются эмоциональность и оценочность: возможно, автор саркастичен; может быть, он иронизирует, призывает к чему-то… Анализируя художественный текст, не забудем отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря им читатель воспринимает картину целостно.br>
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, это то, в чем автор видит решение проблемы. Запишите: «В тексте доказывается мысль о том, что...», «По мнению автора, …», «Автор не высказывает свою позицию прямо, но можно предположить, что…» Прочитайте формулировки проблемы и позиции – они действительно связаны друг с другом?


Не забудьте артикулировать свое отношение к позиции автора: «Я полностью поддерживаю эту позицию», «С этим мнением можно согласиться лишь частично», «Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору». После этого сформулируйте свою точку зрения, начав предложение словами: «Действительно…», «Я тоже считаю, что…», «На мой взгляд,…».

Если вы разделяете мнение автора, следует привести доказательства в поддержку его/вашей позиции. Если не разделяете – должны выдвинуть контртезис и подтвердить его примерами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности.

Оценка по критерию «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» — от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) ставится за два аргумента в том случае, если первый из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (2 балла), второй же независимо от источника оценивается 1 баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, ученик получит 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если экзаменуемый привел только один аргумент, он может получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов оценивается 0 баллов. Больше двух аргументов приводить не имеет смысла. Дополнительных баллов они не принесут, поскольку эксперты их учитывать не будут (по условиям задания оцениваются только первые два аргумента).

Необходимо помнить, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора). В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.


Наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом литературного аргумента является русская классика, а затем — западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются — но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).

Если вы совершенно не в ладах с художественными текстами, еще не поздно открыть роман Толстого «Война и мир» – произведение, которое затрагивает широкий спектр классических проблем русской литературы. Возьмите за правило при написании тренировочных сочинений ссылаться на эту книгу, и вскоре у вас сформируется свой банк примеров. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта: «В прочитанной мною биографии Наполеона приводится факт…», «Из курса физики известно, что…», «В газете (название), которую регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на статью, где обсуждалась та же проблема».

Не загромождайте сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружайте его и главное – не повторяйтесь.

Особо хочу предостеречь от приписок. Достаточно банальный прием — попытка выдумать литературный пример самому. «Не могут же эксперты знать все!» — думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора. Вот только никаких бонусов хитрость не приносит. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать. Если выпускник решит оспорить справедливость решения, ему придется предъявить на апелляции текст использованного произведения.

Неоригинальные выдумки из личной жизни также производят удручающее впечатление.

Концовка вашего сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова вашей работы.

Перечитайте текст сочинения и задайте себе контрольные вопросы. Оставляет ли сочинение впечатление целостного высказывания или это набор «рубленых» мыслей? Насколько логически верно текст разбит на абзацы? Достаточно ли весомы приведенные вами аргументы? Не оборван ли ваш текст на полуслове?

Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию.

Каков объем вашего сочинения? В идеале он должен составлять 200-250 слов. Возможно – чуть больше. Если вы напишете сагу, экзаменаторы будут не в восторге, но малый объем текста (менее 150 слов) автоматически ведет к снижению общей оценки на 4 балла.

Наконец, проверьте ваше сочинение на предмет орфографических ошибок, правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты».

Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление – особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво.

Проверьте текст еще раз.

Итак, смысловая цельность вашего текста, его объем, логичность и последовательность изложения, разделение на абзацы, точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи, богатство словаря, соблюдение фактологической точности в фоновом материале, уровень аргументации и грамотность – на это экзаменаторы будут обращать особое внимание. Обращайте на это внимание и вы.

Практикуйтесь. Пишите не менее одного сочинения в неделю, работайте над индивидуальным стилем, и ваши усилия будут вознаграждены.
 Источник: http://lehrerin.siteedit.ru/page41

Модели и образцы сочинений здесь:
сочинения
сочинение по тексту Р.Баландина
сочинение по тексту А.П.Чехова " Размазня"
сочинение по тексту Д.Гранина
сочинения по тексту К.Г.Паустовского
разбор сочинений по тексту Паустовского