Блог-урок 1

Цель урока:
 обобщение знаний  об обособленных членах предложения;
формирование навыков постановки знаков препинания при обособлениях;
развитие монологической речи учащихся.

Ход урока:
1. Проверка усвоения учебного материала по теме " Знаки препинания при однородных членах предложения". С заданием работают: Гелюзя, Лилия, Ильдар, Рустам.

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
3, Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы в качестве подарков императорской семье или вельможе детей – пленников войн на юге или востоке.
3) Я немного испугался однако вошёл в дом.
4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
6.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Гущин набирается смелости и задаёт вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В песне русский человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.
2) Картины Шишкина известны как в нашей стране так и за рубежом.
3) На фоне тёмной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.
4) В поэзии самые обычные слова начинают сверкать и звенеть и звучать по-новому.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
4) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) После Большого Взрыва в космосе облака газа и пыли становились всё более горячими и плотными и превратились в светящиеся шары.
2) На географических картах можно было показать всю поверхность Земли или большую её часть.
3) Потоки света то меркли то разгорались и превращали заросли в набегающие зелёные волны.
4) Только чёрный камыш да верхушки ракит различишь.
Ключ для самопроверки

Проверка усвоения учебного материала по теме " Знаки препинания в сложносочинённых предложениях". Задание выполняют: Алина, Гузель, Эльвира.

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Туман рассеялся ( ) и очертания предметов стали чётче.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мелодично звенели вершины сосен ( ) и едва слышно перешёптывались осинки.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Дома не сиделось ( ) и мы решили проведать наших старых знакомых.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Дорога становилась всё хуже ( ) и мы решительно повернули назад.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнёзда.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Прошёл короткий ливень ( ) и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Небо с каждой минутой становилось светлее ( ) и вот яркие лучи солнца вырвались из-за гор.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Она в праздники наряжалась простой бабой ( ) и это очень шло ей.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно ( ) и ветер иногда усыпает мой стол белыми лепестками.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.



2. Работа с теоретическим материалом. 
Источники:  Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
                        Обособленные члены предложения    
Составление опорных схем на листах формата А4 . 
Работа в парах. Время работы: 15 минут.
Обособление определений                                            Гузель и Эльвира
Обособление приложений                                              Лилия и Гелюзя
Обособление дополнений                                               Ильдар и Рустам
Обособление обстоятельств                                          Ильдар и Рустам
Пунктуация при сравнительных оборотах                Алина   
Не выделяются обороты                                                  Алина

  Защита опорных схем ( 15 минут) 

3. Знакомство с заданием ЕГЭ 2012 по теме " Обособленные члены предложения".

А 21.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2)
убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)
складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4

В5
Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным
распространённым согласованным определением. Напишите номер этого
предложени
Текст к заданию ЗДЕСЬ

 Для тех, кто испытывает затруднения:

4. Проверка уровня усвоения нового материала.30 минут. 

5. Итоги урока: выставление оценок за тесты в листы самооценки.

Домашнее задание:  составить интеллект-карту " Обособленные члены предложения"П.85 - 88, упр. 388, 394, 400 ( по выбору)

Приложение:

1. Интеллект- карта Рахимова Рустама "Обособленные обстоятельства"
http://www.mindmeister.com/118543698?title=_ 

2. Интеллект - карта  Гизатуллиной Лилии " Обособленные приложения"

http://www.mindmeister.com/maps/show/118764333

3. Интеллект-карта  Иксановой Алины"Обособленные члены предложения" 

http://www.mindmeister.com/ru/119424422/_